День рождения пионерской организации – 19 мая – многие поколения помнят как детский праздник, когда школьников принимали в пионеры. И хотя пионерские галстуки, лозунги и костры уже превратились только в воспоминания, «Смоленская неделя» предлагает совершить экскурсию в прошлое.
Первые пионерские отряды на Смоленщине были созданы в начале 1923 года. Поскольку формированием детской организации занимались комсомольцы, то и первые отряды появились при комсомольских ячейках промышленных предприятий: в Вязьме – на фабрике «Зарница» и на маслозаводе, в Рославле – на фабрике «Шпагат», в Заднепровском районе Смоленска – на кожевенном заводе. В сентябре 1923 года было образовано Смоленское губернское бюро юных пионеров. В течение следующего года пионерские отряды появились во всех уголках Смоленщины.
Вначале отряды носили имя Спартака. Детей учили читать, писать, рассказывали им о героях-революционерах. Инициаторами создания пионерских отрядов при школах выступили красные учителя (красучи) – комсомольцы Катынской опытно-показательной школы имени М. Калинина. Их опыт был признан удачным, и несколько позже пионерские отряды возникли при многих сельских школах Смоленщины.
Новым типом воспитательного учреждения стали пионерские коммуны, образованные в детских домах. К концу 1924 года в губернии насчитывалось четыре пионеркоммуны: имени 1 мая в Вязьме, Пищинская в Ярцевском уезде, Трехбратская в Рославльском уезде, пионеркоммуна № 1 в Верхне-Городском районе Смоленска.
Хорошей формой организации летней работы стал пионерский лагерь. Летом 1924 года впервые 763 пионера Смоленска, Демидова, Ярцева, Ельни, Вязьмы, Рославля выехали в загородные лагеря. Помощь в организации первых лагерей оказали воинские части: давали палатки, походные кухни, котлы.
В губернской молодежной газете «Юный товарищ» появилась рубрика «Уголок юного пионера». Первые материалы о жизни и работе пионерских отрядов были опубликованы здесь 7 июля 1923 года. Вскоре встал вопрос об издании самостоятельной пионерской газеты, которая впервые увидела свет 12 февраля 1925 года. Называлась она «Юный пионер». Первоначально газета выходила на четырех страницах раз в две недели. С 1 октября 1925 года она стала еженедельной, а объем ее увеличился до восьми страниц. С 15 апреля 1929 года газета именовалась детской областной и выходила два раза в неделю.
Вместе с тем в детских учреждениях регулярно выходили стенные газеты и даже рукописные журналы со стихами и рисунками детей, например, журнал «Наш уголок» в Советском детском доме № 2 г. Смоленска. Популярна была и такая форма работы как «живая газета».
Участники "Живой газеты "Будь готов!", г.Ярцево, 1925г.
Количество пионеров с каждым годом росло. Если на 1 января 1925 года в областной пионерской организации их насчитывалось 3920, то на ту же дату 1931 года – 136 615.
Перед пионерами ставили очень серьезные задачи. Они должны были обучать население грамоте, брать шефство над беспризорными детьми, проводить для них концерты; участвовать в митингах и демонстрациях. В деревне работали пионерские кружки по охране природы, агрономии, животноводству, птицеводству. Широкое распространение получила организация детских колхозов (кролиководческих, животноводческих, огороднических) со своими уставами, являющимися копией уставов сельскохозяйственных артелей, и даже вступительными денежными взносами.
Еще одна задача, стоявшая перед пионерами, – научиться защищать Родину. Командование воинских частей, дислоцированных на территории Смоленщины, выделяло военное снаряжение и материалы, бойцы и командиры руководили военизированными играми и оборонными кружками (стрелковыми, топографическими и прочими). Проводили встречи с летчиками, пехотинцами, моряками. Пионеры стремились принять участие в укреплении боеспособности армии. Они воспитывали служебных собак, выращивали лошадей.
Размах работы с пионерами был велик и не всегда адекватен детскому возрасту. Очень характерен язык спускаемых «сверху» установок и задач! Например: «На пионеротряды в деревне ложится задача приблизить школу к общественной и трудовой жизни крестьян, внести в школу «коммунистический дух». Пионеры в деревне должны стать рассадниками грамотности, физического оздоровления и гигиены. Залог выполнения этой задачи лежит в постоянной увязке с крестьянской жизнью, с сельским хозяйством, не обособляясь, а внедряясь в жизнь деревни и отвечая потребностям сегодняшнего дня» (из тезисов доклада «О работе в деревне» к I Смоленскому губернскому совещанию пионерских работников», 1924 год).
Пионеры зачастую были перегружены общественными заданиями, что сказывалось на учебе, а иногда и на здоровье юных ленинцев. Кроме того, некоторые задания пионерам были педагогически нецелесообразными по своей сути: выявить лодырей, пьяниц, прогульщиков на производстве, устроить общественный суд над ними, подыскать учителей, определить, какой ремонт школьного здания следует произвести.
В 30-е годы огромный размах получила работа юных натуралистов. Юннаты на пришкольных опытных станциях выращивали редкие для смоленских широт растения. Особенно оживилась опытническая работа в связи с проведением в 1939 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Одним из ее участников стал юный натуралист Дома пионеров в Смоленске Володя Иванов. Пользовались популярностью и технические кружки: пионеры под руководством старших собирали детекторные радиоприемники и тем самым принимали непосредственное участие в радиофикации области. 10 июня 1932 года в Смоленске открылся первый областной слет юных техников-изобретателей и конструкторов. Девять пионеров, обладателей наиболее совершенных моделей – аккумулятора, зарядного щита, фотоаппарата, радиоприемников – впервые участвовали во Всесоюзном смотре детского технического творчества и стали его победителями. Пионеры продолжали активно участвовать в ликвидации неграмотности: в 1930 году перед ними была поставлена задача обучить чтению и письму 10 тысяч человек (в области к этому времени насчитывалось 340 тысяч неграмотных взрослых).
С выходом в свет детской повести А. Гайдара «Тимур и его команда» получило большую популярность тимуровское движение. Первое упоминание о будущих тимуровцах мы находим в газете «Юный пионер» в конце января 1940 года: пионеры колхоза «12 лет Октября» Стодолищенского района взяли на учет всех престарелых колхозников и оказывали им помощь в домашнем хозяйстве.
В первые недели Великой Отечественной войны Смоленщина оказалась в зоне военных действий, поэтому понятие «защита Родины» воплощалось у пионеров области в конкретных действиях – защите своей деревни или своего города. После освобождения Смоленщины возобновилась работа школ. Так как 70 процентов школьных зданий были разрушены, под школы приспосабливали другие помещения, занятия велись в две-три смены. Не хватало учебников, тетрадей, чернил. Дети сшивали тетради из старых газет и писали на полях и между строк, чернила делали из сока бузины. Однако, несмотря на трудности, учащиеся получали дополнительно по 50 граммов хлеба и 10 граммов песку, а остро нуждающиеся – одежду и обувь.
Пионеры помогали восстанавливать разрушенное хозяйство, помогали наступающим частям Советской Армии: расчищали от снега дороги, аэродромы и посадочные площадки. Например, комсомольцы и пионеры Починковской средней школы шефствовали над участком железной дороги, систематически расчищали его от снега. Благодаря этому эшелоны следовали на фронт безостановочно. Командующий Западным фронтом объявил пионерам и комсомольцам благодарность.
В госпиталях пионеры выступали с концертами художественной самодеятельности, писали по просьбе раненых письма их родным, вслух читали книги выздоравливающим, выращивали на пришкольных участках ранние овощи для раненых, собирали для них щавель, грибы, ягоды, лекарственные травы.
К началу летних каникул 1944 года в области действовало около 1000 ученических строительных бригад, которые объединяли около 9-ти тысяч учащихся. Пионеры трудились в школьных мастерских: столярных, слесарных, пошивочных. В первую же после освобождения весну они высадили десятки тысяч деревьев и кустарников на улицах и в парках.
В области широко развернулось движение «добрых невидимок» – тимуровцев. Тимуровцы окружили заботой семьи фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы широкое распространение получила работа следопытов. Школьники изучали историю, собирали сведения о героях революции и Великой Отечественной войны, принимали активное участие в создании краеведческих музеев.
После Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году, в смоленских школах стали создаваться клубы интернациональной дружбы (КИДы). Пионеры переписывались со своими сверстниками из зарубежных стран, обменивались делегациями.
Пионерская жизнь со слетами, кострами, военной игрой «Зарница», спортивными соревнованиями «Старты надежд», шефской работой с октябрятами в 1991 году стала историей. Педагоги отмечают колоссальное значение этой самой массовой в истории России детской организации в воспитании подрастающего поколения. Если не учитывать идеологическую составляющую пионерской организации, ее опыт вполне применим, более того, очень важен и сегодня.
Среди современных детских организаций преемником пионерии можно назвать Смоленскую общественную организацию имени Ю.А. Гагарина, которая объединяет тысячи школьников. 19 мая юные гагаринцы по хорошей традиции проводят на площади Ленина свой праздничный парад. Кроме них у нас в городе и области есть скауты, орлята и соколята Смоленщины, а в Вязьме, например, действует очень крепкая пионерская организация «Континент мечты». С праздником вас всех, с веселым праздником детства.
Наталья Андреева
Информация и фото предоставлены Музеем истории молодежного движения при Доме молодежи (ООО «Союз ДМ»).
Смоленская неделя №19, 21 мая 2010г., С.24